Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №71

Санкт-Петербург, улица Вавиловых дом 5 корпус 5 литера А

 


Главная → Функциональная грамотность (ФГ)

 для слабовидящих

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Функциональная грамотность (ФГ)

Логотип Региональных диагностических работ

 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения

Указом Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования).

Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г:

Цель программы – качество образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

 

  • 2021-2022
  • 2020-2021

Нормативно-правовая база


Нормативно-правовые документы по организации и проведению оценки функциональной грамотности обучающихся


Федеральный уровень
Постановление правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (2018-2025 годы) (с изменениями на 24 декабря 2021 года) (редакция, действующая с 6 января 2022 года)Ознакомиться
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»Ознакомиться
Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОООзнакомиться
Письмо Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 № 03-1510 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности"Ознакомиться
Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности"Ознакомиться
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.10.2021 № 01-218/08-01 «Об обеспечении использования Электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности»Ознакомиться

Региональный уровень
Единый день функциональной грамотности в Санкт-Петербурге январь 2022Ознакомиться
Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»Ознакомиться
Распоряжение Комитета по образованию от 01.12.2021 № 31978-р «О внесении изменения в распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 № 2598-р»Ознакомиться
Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 15.09.2021 № 2598-р «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование н оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год»Ознакомиться

Школьный уровень
План мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся ГБОУ СОШ №71 Калининского района Санкт-ПетербургаОзнакомиться
График проведения тренировочных работ по видам грамотности Ознакомиться
План-график проведения тренировочной работы в 5-6, 8-9 классах по функциональной грамотности ГБОУ СОШ №71 Калининского района Санкт-Петербурга Ознакомиться
Приказ об организации мероприятий по функциональной грамотностиОзнакомиться

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Организационно-методическое сопровождение по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности - https://spbappo.ru/metodicheskaya-podderzhka-pedagogichesk/

Семинар для руководителей по включению в образовательную деятельность учителей-предметников заданий на формирование функциональной грамотности, метапредметных умений, а также использования заданий в формате PISA – https://youtu.be/Q5TB8gNdwdA

Компетенции «4К» формирование и оценка на уроке. Практические рекомендации

Видео: «Функциональная грамотность: вызовы и эффективные практики. Креативное мышление» https://youtu.be/phJhAK2oPy4

Видео: «Онлайн конференция «Функциональная грамотность – современный вызов для образования» https://youtu.be/ZVocupk2YoA

 

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ БАНК ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАНИЙ, ДИАГНОСТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ.

ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования. Банк заданий по функциональной грамотности http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности http://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

Федеральный банк заданий по функциональной грамотности – https://fg.resh.edu.ru/

Лаборатория функциональной грамотности: https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/

 

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ (В ТОМ ЧИСЛЕ АДРЕСОВАННЫЕ РОДИТЕЛЯМ)

Федеральный портал Академия Минпросвещения России – https://apkpro.ru/

Единое содержание общего образования – https://edsoo.ru/

Федеральный портал «Единое содержание общего образования» https://edsoo.ru/Funkcionalnaya_gramotnost.htm

Проведение региональной диагностической работы по функциональной грамотности в 6-х классах: 17.02.2021г. - 26.02.2021г.


Нормативные документы

  1. Распоряжение Комитета по образованию №212-р от 03.02.2021 «Об организации проведения региональных диагностических работ в 2020-21 учебном году в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы» Ознакомиться

Демоверсия РДР по функциональной грамотности в 6 классах: Ознакомиться


Проведение региональной диагностической работы по функциональной грамотности в 5-х, 7-х классах: 20.02.2020г.


Нормативные документы

  1. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга №54-р от 13.01.2020 «Об организации проведения региональной диагностической работы по функциональной грамотности в пятых и седьмых классах государственных общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга в феврале 2020 года» Ознакомиться

Проведение региональных диагностических работ (РДР)
по функциональной грамотности
2019-2020 учебный год

Район Класс Средний балл Медиана Ср.кв. Доверит. интервал
Калининский район 5-ые 28,7 30,0 7,8 2,9
Калининский район 7-ые 29,1 30,0 7,0 2,6

 

Цель проведения РДР по функциональной грамотности: выявление уровня функциональной грамотности учащихся в соответствии с «Методологией и критериями оценки качества общего образования в образовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся».

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) состоят из двух модулей:

  • модуль 1 содержит задания по математической и финансовой грамотности;
  • модуль 2 содержит задания по читательской и естественно-научной грамотности.

 

РДР по функциональной грамотности включает в себя 4 направления:


Читательская грамотность

 

Финансовая грамотность

 

Математическая грамотность

 

Естественно-научная грамотность

 


 

Дополнительная информация:

примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач представлены на сайте https://monitoring.spbcokoit.ru/library/100/10120/book

задания представлены также на официальном сайте ОЭСР

примеры заданий в электронном формате собраны на сайте ФИОКО